ГЧП

Есть определенная закономерность: если какой–то регион заключил концессионную или ГЧП–сделку, то в дальнейшем он неизбежно приходит к тому, что стремится увеличить число таких сделок, разработать и структурировать проекты не только в той отрасли, в которой был первый проект, но и в других.

Есть регионы, которые уже научились ставить концессионные сделки на поток. Один из примеров – это Московская область с почти сотней заключенных проектов по концессионной модели. Это и транспортные проекты, и проекты в области здравоохранения, и в сфере переработки мусора, и в ЖКХ. То есть регионы, которые однажды сделали какой–то проект, далее расширяют эти компетенции, развивают свои собственные структуры, агентства развития. И пользуясь экспертизой, которую они наработали, далее могут сами, не привлекая консультантов, юристов и финансистов, делать добротные проекты, которые находят финансирование на рынке. И о лидере инфраструктурных проектов на принципах ГЧП – Московской области – хотелось сказать подробнее.

Московская область сделала колоссальный рывок во внедрении инфраструктурных проектов на принципах ГЧП, шагнув с 34–го места в 2015 году до 1–го места в 2020 году среди субъектов РФ. По состоянию на январь 2022 года в Московской области реализуются 42 инфраструктурных ГЧП–проекта с общим объемом инвестиций 323 млрд руб., из которых частные – 259 млрд руб.

На первом месте по объему привлеченных средств как всегда находится автодорожная инфраструктура – 269,1 млрд руб. на четыре объекта, проект общественного городского транспорта привлек 29 млрд руб. Одним из самых крупных ГЧП–проектов 2021 года стал платный дублер Егорьевского шоссе – дорога Москва – Егорьевск – Тума – Касимов протяженностью 36,3 км, инвестиции в объеме 68,7 млрд руб., строительство запланировано на 2023 – 2026 годы, срок концессионного соглашения – 28 лет.

Особо хотелось остановиться на системе оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов (IRIIS) при реализации ГЧП–инициатив. Московская область будет применять эту международную систему оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов при реализации государственно–частного партнерства. Соответствующее соглашение заключили правительство Подмосковья, Национальный центр ГЧП и ВЭБ.РФ в ходе V Форума Центрального федерального округа по государственно–частному партнерству, который прошел в январе этого года.

IRIIS – это система оценки качества проектов в области ГЧП, которая позволит стандартизировать работу, сделать так, что инвестор будет быстрее принимать решение о том, идет он в концессию или иную форму ГЧП или нет. В случае положительного решения проект формализуется, «загоняется» в определенные рамки, что ускоряет процесс поиска инвесторов, прохождения, утверждения проекта и снижает риски реализации.

Разработка системы IRIIS ведется ВЭБ.РФ, Национальным центром ГЧП при поддержке Минфина России в рамках внедрения принципов качественных инфраструктурных инвестиций, одобренных государствами – членами G20. Разработка призвана помочь российским и иностранным инвесторам оценить риски и перспективы проектов, реализуемых на территории России на принципах государственно–частного партнерства. Внедрение системы, по оценкам ВЭБ.РФ, поможет привлечь в инфраструктуру России около 13 млрд долл. за пять лет (или 2,6 млрд долл. каждый год), что составит 12% от среднего ежегодного объема прямых иностранных инвестиций в Россию за последние пять лет.

Если же говорить о конкретных задачах, которые ставятся перед системой IRIIS применительно к такому крупному проекту в сфере ГЧП в Подмосковье, как строительство дублера Егорьевского шоссе, система позволит повысить качество проекта, привлечь новых инвесторов, в том числе и зарубежных, а также упростить подготовку самого проекта для инвестора, существенно сократив тем самым сроки его реализации (четыре года – короткий срок для реализации такого объекта).

В 2021 году был полностью закончен проект ЦКАД – масштабный проект, включающий пять очередей. Он очень важен для региона. Аналогичные проекты рассматриваются и структурируются и в других регионах, прежде всего это касается обходов городов. Для регионов по своей важности они аналогичны ЦКАД для Московской области. И в субъектах РФ, которые реализуют или только планируют подобные проекты, должны понимать, что главная проблема состоит в том, что их невозможно окупить без государственной поддержки. И в зависимости от спроса, правильно проложенной трассировки и платежеспособности населения эта поддержка может составлять от 20% до 75%. Для обоснования такой поддержки необходимо защищать смету на федеральном уровне. Пока же сами регионы обычно если и осуществляют какую–то поддержку, то она заключается только в выносе коммуникаций, в приобретении и освобождении земельных участков.

Как уже было отмечено выше, один удачный проект тянет за собой следующий. Это происходит и в Московском регионе. Речь идет о проектах транспортно–логистических центров, завязанных на ЦКАД. Так, строящиеся и планируемые к строительству 13 ТЛЦ общей площадью 4,4 млн кв. метров расположены в 10–километровой зоне тяготения к ЦКАД. Их основная доля сконцентрирована в районе 1–го и 3–го пусковых комплексов ЦКАД. Предусмотрено, что выезд из ТЛЦ будет осуществляться через соответствующие региональные и федеральные дороги.

Источник: Транспорт России – официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

банер6