Как экономика Московской области адаптировалась к новым вызовам? Удается ли региону справиться с уходом международных предприятий? И какие меры поддержки внедряют для оставшегося бизнеса? Эти и другие вопросы корреспондент “Ъ FM” Илья Сизов задал губернатору Московской области Андрею Воробьеву.
— Как подмосковная экономика справляется с новыми вызовами? Уже можно говорить о каких-то зримых результатах?
— В Московской области много иностранных компаний, и мы должны позаботиться о людях, которые там работают, а также убедиться в том, что в их планы не входит прекращение производства. К счастью, тревожных сигналов нет. Есть один-два, может быть, четыре. Последняя — IKEA, это случай, когда есть сомнения по перспективе работы. Что отличает все иностранные компании, так это то, что российский менеджмент составляет 95-99%. Это люди, обладающие компетенциями, знаниями, и нет сомнений, что они справятся.
Даже если организация хочет или декларирует, что хочет уйти с рынка, как правило, существует обратный опцион на выкуп, что мы видим и по McDonald’s как по модели. Наша задача в сложное время — быть рядом с бизнесом, сопровождать всю стройку, поскольку часто строительство фабрики, завода, организации, предприятия сталкивается с различными согласованиями, надзорами. Вот эту головную боль мы должны убрать — тогда скорость реализации проекта будет совершенно иной.
— А можете подробнее рассказать о конкретных мерах поддержки в Московской области?
— Они разные. Если это импортозамещение, то вы получите бесплатно землю, компенсацию на инфраструктуру, если такая необходима на вашем участке. Сопроводим все процедуры, связанные со строительством, — это подготовка участка, документальное оформление. У нас есть специальный офис — называется он «Центр содействия строительству». Все документы в Московской области подаются в электронном виде, вам необязательно видеть чиновника. Контрольно-надзорная деятельность также все больше уходит в электронную систему. То есть если вы должны отчитываться о стадиях строительства многоквартирного дома или своего предприятия, то можете это сделать самостоятельно, предоставляя в цифровом виде на сайте фотографии той или иной стадии.
Все это для того, чтобы не создавать лишних хлопот и беспокойств для бизнеса. Для малого, наверное, главное, что я должен отметить, — это поддержка франшизы. У нас 404 тыс. субъектов малого бизнеса, это много. И самый устойчивый из них тот, который работает по франшизе. Мы сделали специальные гранты — вы можете их получить, и, соответственно, взнос будет компенсирован или оплата позволит вам начать заниматься бизнесом уже с первого дня. Различные льготные проекты и кредитование, принятые на федеральном уровне, мы дополняем своими. Также активно коммуницируем с бизнесом.
— Не приходится ли региону на чем-то экономить, поддерживая бизнес?
— У региона, как у каждой семьи, есть разные универсальные задачи, но ты должен расставить приоритеты. Сегодня, очевидно, ввиду санкций, логистических проблем, банковской сложной ситуации со ставкой мы в первую очередь должны помочь тем, кто платит налоги, обеспечивает занятость, продовольственную безопасность и любую другую. Поэтому мы уделяем внимание поддержке бизнеса и взаимодействию с ним. По сути, мы очень активные партнеры каждого предприятия. Нам нужно сделать так, чтобы предприниматели чувствовали уверенность и смело шагали по пути реализации своего инвестпроекта.
— Как находятся деньги на эту поддержку?
— Существуют федеральные и региональные программы. У нас, к счастью, в Московской области есть возможность поддерживать бизнес из собственных источников. Наверное, самая заметная и активная помощь оказывается нашим аграриям. Дело в том, что в Подмосковье может выживать только самое инновационное сельское хозяйство, и мы приветствуем приход в наш регион тех, кто умеет перерабатывать, обеспечивать высокую урожайность. Для этого существует субсидирование погектарное и различные меры поддержки, в том числе опять же и бесплатная земля для того, чтобы фермер, более крупный бизнес, агробизнес смело реализовывали свои планы.
— А на дорожном строительстве как-то ситуация в экономике сказалась?
— Президент сказал по поводу инфраструктуры. Подмосковье развивается — мы растем, ежегодно в область приезжает порядка 100 тыс. человек, и развитие Московского транспортного узла является очень чувствительным для каждого человека. Железнодорожный транспорт, автомобильное сообщение, новые микрорайоны — все это требует развития. Соответственно, это заставляет нас строить путепроводы. Ни одна программа на сегодняшний момент не была свернута. Мы очень надеемся, что эта стабильность и возможность развивать инфраструктуру сохранится как за бюджетные средства, так и на концессионных, государственно-частном партнерстве.
Такие проекты тоже есть: это Пироговка, которая строится, Мытищи, Пушкинский район. Также есть масштабный проект под названием «ЮЛА». Это Лыткарино, Подольск, Балашиха. Там будет тоже большой, по сути, дублер МКАД. Все эти дороги очень востребованы, и, безусловно, сегодня эти проекты необходимо реализовывать. Мы понимаем, что сейчас много нестабильности, поэтому тем более должны находить умные, инновационные, эффективные решения, чтобы развивать территорию.