В рамках X Международного Сибирского транспортного форума состоялась панельная дискуссия «Интеллектуальные транспортные системы – драйвер развития городов России». Она стала самым массовым по составу участников мероприятием первого дня работы форума. Другими темами обсуждения стали повышение безопасности на дорогах, первые результаты цифровизации в регионах, а также вопросы импортозамещения и кадрового обеспечения в этой сфере.

О том, как интеллектуальные транспортные системы (ИТС) внедряются в Новосибирской области, рассказал начальник Отдела сопровождения ИТС и обеспечения информационной безопасности ГКУ НСО ЦОДД Михаил Ионин. «Сейчас мы находимся в начале пути – построили базовую IT-инфраструктуру. Эффект (от внедрения интеллектуальной транспортной системы в Новосибирской агломерации) жители смогут почувствовать уже в конце этого года после реализации проекта модернизации светофорных объектов. Пока у нас нет ни одного светофора, работающего в адаптивном режиме, а к концу года их будет 23. Это важные улицы, и жители города обязательно почувствуют эффект», – сказал он. Первого уровня зрелости ИТС, при котором в “умном” режиме будут работать не менее 20% светофоров Новосибирской агломерации, регион рассчитывает достичь до конца 2024 года.

Директор по развитию ООО «Ангелы АйТи» Иван Астафуров поделился опытом по внедрению интеллектуальных транспортных систем в Рязанской, Нижегородской и Ивановской областях, а также рассказал, что в 2022 году на создание ИТС в участвующих в проекте 51 российском регионе было направлено 7,35 млрд руб. На эти деньги в том числе построены 13 центров управления дорожным движением, четыре центра мониторинга и управления общественным транспортном, 22 ЦОДа, больше 1,2 тыс. дорожных контроллеров и 60 метеостанций. Вместе с тем Иван Астафуров обратил внимание, что на 2023 год финансирование программы уменьшено до 5 млрд руб.

«Очень важный и актуальный вопрос – сохранение уровня финансирования ИТС. Хорошо, что об этом говорили на других форумах и поднимаем эту тему сейчас. Надеемся, что удастся вернуть уровень финансирования на тот, который был. ИТС сегодня – не просто технологии и системы, а уже часть системной политики государства в области цифровизации транспорта. Обеспечение безопасности дорожного движения, внедрение беспилотного транспорта, повышение уровня комфорта и транспортного обслуживания населения – все то, где без интеллектуальных транспортных систем не обойтись», – прокомментировал модератор дискуссии – исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта», главный редактор журнала и портала «ИТС России» Дмитрий Ольховиков.

Доклад о транспортной безопасности представил государственный эксперт Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Поляков. Он отметил, что по мере внедрения ИТС число погибших на дорогах детей уменьшается, но этот показатель остается очень высоким. Одним из решений эксперт предлагает возле школ, где ранее происходили ДТП и были пострадавшие дети, устанавливать “умные” пешеходные светофоры SmartLight отечественной компании «Аркона». При красном сигнале они подсвечивает тротуар, а при зеленом – проезжую часть, а также имеют модуль для распознавания лиц. Установка таких светофоров, считает Александр Поляков, поможет не только со снижением аварийности на дорогах, но и в предотвращении шутинга в школах, борьбе с наркоманией и поиске пропавших детей. «Выражаем благодарность западным партнерам за то, что покинули российский рынок и дали возможность развиваться отечественному ПО и машиностроению», – подытожил свое выступление спикер.

Управляющий основатель ООО «Экосвет», финалист конкурса «Лидеры России» Егор Капарулин представил коллегам другую разработку – умный пешеходный переход. Благодаря встроенной IP-камере он распознает пешеходов и передает предупреждающий сигнал водителям. “Умные” переходы, которые уже внедрены в пяти регионах России, могут передавать сигнал на сервер и выявлять нештатные ситуации, например, массовое скопление людей.

О билетной системе СберТройка рассказала в рамках дискуссии директор департамента региональных проектов СберТройки Елена Колесникова. «Бесшовный проезд в городском транспорте по всей стране – один из приоритетов транспортной отрасли. С помощью билетной системы СберТройка и цифровых решений мы стремимся объединить транспортное пространство Москвы и регионов, чтобы сделать перемещение по всей стране максимально удобным по единому носителю: единой транспортной карте или с помощью мобильного приложения. Сегодня СберТройка работают более чем в 25 регионах. Скоро в регионах будет также доступна инновационная система оплаты с помощью QR-кода и виртуальной карты. Первыми регионами, где запустится сервис, станут Костромская, Тульская, Архангельская, Астраханская области», – поделилась Елена Колесникова.

Источник

банер6