Погрузка на РЖД в августе 2023 года увеличилась всего на 0,1% до 103,7 млн т . Как и прогнозировали ранее эксперты, динамика прироста приблизилась к нулевой. Спад по этому показателю наблюдается уже третий месяц подряд.
Своего максимума темпы прироста погрузки достигли в апреле (+3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года). Затем началось сползание вниз: в мае – +2%, в июне – +1,4%, в июле – +1,1%.
Если подобный тренд сохранится, то в сентябре следует ожидать ухода погрузки в минус. На это указывает, в частности, поведение ключевых для РЖД номенклатур. В августе в минус ушли уголь и нефтегрузы, руда и лес, стройгрузы и цемент.

Причем еще недавно уголь и щебень являлись драйверами погрузки. Ряд экспертов весной, напомним, утверждал, что строительные материалы будут способствовать росту железнодорожных перевозок.

Погрузка угля впервые за последние месяцы показала отрицательную динамику (27,8 млн т, -2%). Маржинальность продаж угля на экспорт по-прежнему сохранялась на таком уровне, что его стали отправлять не только через дальневосточные терминалы, но и через морские порты Северо-Запада.

Это произошло на фоне известий о росте спроса на российский уголь в Индии, о чем, например, сообщили аналитики компании «Яков и партнеры». В прошлом году доставка 1 т угля в Индию стоило $18 через Находку.

Однако по поводу доходности отправок комментарий дал заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников.

По его словам, в дальневосточных портах в нынешней ситуации больше отгружать невозможно: Восточный полигон остается по-прежнему узким местом.

Поэтому угольщики были вынуждены искать другие пути. Однако летом на юг им было тоже не пробиться. Оставался по сути один альтернативный вариант – через северо-запад. При этом источник в РЖД сообщил, что перевозчик в последние месяцы перевыполнял план с гарантированными объемами вывоза угля на 3,2%.

Тем не менее, С. Мочальников отметил, что переключение на северо-запад угольщики осуществляют с отрицательной маржинальностью, которая пока компенсируется объемами на востоке. Иными словами, больше определенных в сложившемся соотношении экспортных отправок между востоком и северо-западом угольщики не повезут. Но и отказываться от поставок через северо-запад тоже не могут: контракты необходимо выполнять, а не ждать, когда появится окно на востоке.

В августе текущего года угольщики были также вынуждены смириться с отправками через северо-запад из-за размыва путей на БАМе. После переговоров с ОАО «РЖД» губернатор Кузбасса Сергей Цивилев сообщил, что железнодорожники пообещали объемы экспорта сохранить и нагнать график.

С нефтегрузами все оказалось несколько хуже: погрузка составила 17,2 млн т (-3% к аналогичному периоду 2022 года). В минус ушел прежде всего экспорт.
Как подозревают финансовые аналитики, основная причина – с 1 сентября текущего года изменилась методика начисления демпфирующей надбавки. Нефтяникам стало выгоднее вывозить на экспорт трубопроводную нефть, а не продукты ее переработки. Соответственно их погрузка на РЖД уменьшилась.

Кроме того, нефтепереработчики попытались отыграться на внутренних перевозках. По странному совпадению цены на АЗС на бензин и дизель выросли.

Как предположил заместитель председателя правительства – министр промышленности и энергетики Саратовской области Михаил Торгашин, определенный ажиотаж подняли российские сельхозпроизводители, которых погода заставила ускорить уборочную страду и подготовка к севу озимых.

Если верить аналитикам Bloomberg, то снижение экспорта нефтепродуктов в основном связано с уменьшением их отправки в Индию – из-за сокращения дисконта на российскую нефть по мере роста мировых цен. Это ограничило привлекательность спотовых закупок российской нефти, вернув в игру поставщиков из стран Ближнего Востока.
Bloomberg считает, что экспорт нефтепродуктов из РФ в ближайшие месяцы окажется все-таки более устойчивым, чем экспорт нефти. Вместе с тем, по мнению аналитиков агентства, доля танкеров, продолжающих обслуживать Россию, снизилась, хотя и осталась большой. Отсюда можно сделать вывод, что экспорт на РЖД снизился на фоне возникших затруднений с танкерами.
Свою версию высказали представители «Газпромнефти», «Роснефти» и «Татнефти»: они переключили стрелки на РЖД, указав на конкуренцию с угольщиками. В ответ нефтяники предложили установить более высокий приоритет для продукции российских НПЗ и в дальнейшем определять преимущество в перевозках по принципу максимизации доходов бюджета от таких перевозок.

Весной позитив в сегменте перевозок стройматериалов держался в основном на увеличенных объемах перевозок балласта для нужд самих РЖД. Но сейчас и это не помогает: погрузка данной номенклатуры ушла вниз на 9%.

Слишком уж строительный рынок показывал неутешительные результаты – во всех сегментах, за исключением складской недвижимости, где потреблением и щебня, и цемента является минимальным. Всплеск на цемент являлся временным явлением. На РЖД был его приток в связи с необходимостью в краткие сроки поставить большие партии, что было сложно сделать автотранспортом. Сейчас такая потребность снизилась. И вновь цемент вернулся на шоссе. Автоперевозчики предоставили более выгодные условия отправок. А на РЖД погрузка сократилась на 4% к аналогичному периоду 2022 года.

Остается добавить: ситуация для тех номенклатур, которые сыграли роль драйверов погрузки на РЖД, по осени уже не выглядит столь же устойчивой, как в конце лета. В августе, например, зерно по-прежнему активно вывозят на экспорт. Однако уже в сентябре экспортная пошлина на пшеницу, ячмень и кукурузу увеличится. И как это отреагирует погрузка?

На риски, имеющиеся в отрасли, также указывает снижение в I полугодии 2023 года спроса на сельхозтехнику, которое оценивается в пределах от -20до -50% в зависимости от региона, рассказал «РБК Краснодар» председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов.

В августе погрузка минудобрений увеличилась на 8,3%. Но по осени спрос на них может сократиться. Аналогично – с черными металлами: сейчас они нашли новые ниши на мировом рынке.

Однако представитель металлотрейдеров указывает на то, что это может оказаться временным явлением. Ведь оптовые поставщики сейчас, как они говорят, больше надежд возлагают на внутренний рынок. И это же косвенно подтверждает спад железнодорожной погрузки руды.

Источник

банер6