Один из сдер­жи­ваю­щих фак­то­ров рос­та при­мене­ния тех­но­логий ин­тер­не­та ве­щей (IoT) в Рос­сии – тре­бова­ние ре­гуля­тора ис­поль­зо­вать в но­вых се­тях ис­клю­читель­но оте­чес­твен­ные ба­зовые стан­ции IoT. Од­на­ко этот ры­нок про­дол­жает мед­лен­но рас­ти за счет ак­тив­ной циф­ро­виза­ции биз­не­са, в том чис­ле в сфе­ре тран­спор­та, ЖКХ, энер­ге­тики.

В России IoT (интернет вещей) используют 41,5 тыс. российских организаций, и их количество продолжает расти, хотя и не такими большими темпами. Один из сдерживающих факторов в РФ – требование государства использовать исключительно отечественные базовые станции IoT при новых закупках.

Последний отчет исследовательской компании IoT Analytics за весну 2023 г. показывает, что количество глобальных подключений IoT выросло на 18% в 2022 г., до 14,3 млрд активных конечных точек. В 2023 г. их количество должно вырасти еще на 16%, а еще через четыре года может достичь 29 млрд. Как отмечают исследователи, на долю сотового IoT приходится почти пятая часть глобальных подключений IoT. Темп их роста растет, поскольку на смену устаревшим 2G и 3G приходят новые технологии, в том числе LTE-M, NB-IoT.

В 2023 г. пять крупнейших сетевых операторов – China Mobile, China Telecom, China Unicom, Vodafone и AT&T управляли 84% всех глобальных сотовых IoT-подключений.

Среди трендов технологий интернета вещей – объединение беспроводных технологий LPWAN и рост спутниковых IoT-подключений, которые более устойчивы и обеспечивают постоянную связь даже во время стихийных бедствий. В целом аналитики дают позитивный прогноз для роста IoT-рынка на вторую половину 2023 г. и ближайшие несколько лет.

По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, российские компании активнее используют технологии IoT: к концу 2022 г. их применяли 16,7% (41,5 тыс.) российских организаций. По мере роста технологической зрелости IoT-продукты и сервисы на его основе становятся все более доступными, а население и бизнес используют их активнее.

В 2022 г. компании и государственные учреждения потратили около 113,9 млрд руб. на внедрение решений на базе технологий интернета вещей и межмашинного взаимодействия (M2M и IoT), что на 6% больше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные аналитического агентства Oneside. Согласно результатам этого исследования, объем подключений к M2M-платформам операторов мобильной связи с 2021 г. по 2022 г. вырос на 29% – до 14,3 млн подключений.

Как сообщила пресс-служба ПАО “МегаФон”, компания обслуживает 43% всех SIM-карт M2M в России, на которые приходится 40% рынка в денежном выражении. “В 2022 г. “МегаФон” подключил на 25% больше SIM-карт IoT, чем в 2021 г., сохранив лидерство. Рынок продолжает расти за счет активной цифровизации бизнеса, в том числе в сфере транспорта, ЖКХ, энергетики”.

В аналитическом отчете ПАО “МТС” в 2022 г. представило статистику выручки по отраслям. Лидерами являются энергетика/ЖКХ (30%), недвижимость (18%) и транспорт (16%). Аналитики МТС прогнозируют, что в 2025 г. эти отрасли также будут лидирующими: энергетика/ЖКХ (32%), недвижимость (27%), транспорт (12%). По прогнозам аналитиков “МТС”, общее количество интеллектуальных приборов учета коммунальных ресурсов в России вырастет до 39 млн к 2025 г., ими будет оснащена каждая вторая квартира.

Один из ключевых факторов развития IoT – это развитие сетевой инфраструктуры и оборудования. По решению Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), с 1 декабря 2021 г. в России можно использовать только то оборудование (или базовые станции), которое выпустили отечественные компании. Этому оборудованию комиссия присваивает особый статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП).

Председатель Ассоциации участников рынка интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников говорит, что уже несколько лет все базовые станции – российского производства, и некоторые из них имеют статус ТОРП, а именно – ООО “Телематические решения” (торговая марка WAVIoT), ООО “Современные Радио Технологии” (СРТ, торговая марка “СТРИЖ”), ООО “Вега Абсолют”, ООО “Радиотех” (GoodWan) и ООО “АТБ Электроника”.

При этом две из этих компаний разработали новые радиотехнологии: WAVIoT создал беспроводную технологию NB-Fi, которую Росстандарт утвердил как предварительный национальный стандарт в России; а “Стриж” – технологию XNB.

По мнению Андрея Колесникова, развитие отрасли IoT замедляет тот факт, что компаниям – производителям оборудования трудно получить подтверждение необходимых документов от государственных регуляторов, при этом в технической базе как таковых проблем нет.

Заместитель генерального директора WAVIoT Андрей Бакуменко не прокомментировал вопрос редакции, испытывает ли компания какие-либо технические трудности или проблемы с регуляторами. Судя по финансовым показателям, за 2022 г. компания не столкнулась с существенными проблемами: в 2022 г. выручка компании составила 3,2 млрд руб., что больше показателя 2021 г. на 3,6%. Андрей Бакуменко также заявил, что компании удается полностью удовлетворить спрос на оборудование.

В компании GoodWan выручка выросла примерно на тот же процент (3,7%) и составила 7,1 млрд руб., “Стриж” показал небольшую убыль – на 1,7% (1,2 млрд руб.), при этом “Вега Абсолют” выручила рекордные 1,2 млрд руб., что превысило показатели предыдущего года почти в полтора раза, на 46%.

Источник

банер6