Грузовые тарифы ОАО «РЖД» в 2024 году проиндексируют на 10,75%, куда входят два дополнительных процента целевой надбавки на капремонт инфраструктуры и новый тип надбавки – на транспортную безопасность. В 2024 году она составит 1%, в 2025-м – 2%. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на прогноз социально-экономического развития Минэкономики.

Прогнозируется, что базовая индексация составит 7,6% плюс дополнительные 2% целевой надбавки на капремонт (до итоговых 7%, которые сохранятся и на 2025 год) плюс 1% надбавки на обеспечение транспортной безопасности. При этом рассматривается возможность принятия отдельных тарифных решений в отношении контейнерных перевозок, перевозок минерально-строительных грузов и порожнего пробега полувагонов. В 2023 году тариф вырос на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт плюс не выраженное прямо в процентах роста продление отмены понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля.

Базовая (без надбавок) индексация тарифов на железнодорожную перевозку грузов в 2025 году составит 5,2%. Расходы монополии на транспортную безопасность в 2022 году оценивались в 45 млрд рублей. На совещании у Андрея Белоусова было утверждено предложение ОАО «РЖД» о введении такой надбавки – 1% в 2024 году и 2% в 2025-м. Монополии согласовали размер инвестпрограммы в 2024 году – 1299,3 млрд рублей, в том числе 9,6 млрд рублей, которые в соответствии с настоятельным пожеланием «РЖД» будут направлены на проектно-изыскательские работы по третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба.

ОАО «РЖД» настаивает на скорейшем принятии решения по БАМу-3, чтобы при положительном решении можно было бы оставить подрядные организации там, где они сегодня работают, и не тратить время и деньги на их повторную переброску. На совещании было предложено обсудить возможность увеличения тарифов на экспортные перевозки грузов в зависимости от конъюнктуры внешних рынков с учетом курса рубля. Экспортная пошлина, зависящая от курса рубля, была введена с 1 октября и должна приносить бюджету примерно 50 млрд рублей в месяц. Индексация в 10,75% даст монополии порядка 200 млрд рублей дополнительных средств.

Такой уровень индексации несколько выше, чем можно было ожидать, однако не отражает реальные инфляционные процессы, связанные с ростом заработных плат, цен на топливо, материалы и комплектующие, которые закупает ОАО РЖД, и возросшими затратами на строительство, посетовал глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Железнодорожный тариф сейчас не является сдерживающим фактором для роста перевозок, так как ключевой проблемой является дефицит провозной способности, который связан с увеличением объемов строительных и ремонтных работ, а также проблемами с персоналом. Рост тарифа сильнее повлиял бы на конкурентоспособность железнодорожного транспорта, если бы не резкий рост стоимости автомобильных перевозок, который составил в 2023 году не менее 40% при снижении доступности из-за нехватки водителей.

Более острой проблемой, сдерживающей рост перевозок и негативно влияющей на показатели эффективности (скорость, оборот вагона), является дефицит кадров, и если «РЖД», получив индексацию тарифа в 10,75%, не сможет обеспечить повышение зарплат линейному персоналу хотя бы на 20%, то столкнется с еще более сильным перетоком в другие отрасли и дефицитом, который приведет к срывам в перевозочном процессе. Напомним, надбавку за транспортную безопасность ОАО «РЖД» попросило Правительство в августе 2023 года

Источник

банер6